Страница 1 из 4 123 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 39

Тема: 4-я дивизия войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.

  1. #1
    /на доске почёта/
    Регистрация
    23.11.2009
    Репутация: 1224
    Сообщений
    1,825

    По умолчанию 4-я дивизия войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.

    По просьбе форумчан открываю новую тему по истории 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
    Надеюсь, что некоторые форумчаны дополнят данную тему новыми данными. У некоторых они есть.
    Справка черновая.


    Дивизия сформирована приказом ОГПУ СССР № 1266/с от 12.12.1932 как 5-я железнодорожная бригада войск ОГПУ СССР Управления ПО и ВОГПУ ПП ОГПУ Украинского округа, дислокация, оргштатная структура бригады:
    Управление, штаб бригады – г. Киев
    29-й железнодорожный полк
    30-й железнодорожный полк
    ? железнодорожный полк
    Приказом НКВД СССР № 0015 от 28.07.1934 полки дивизии переименованы соответственно:
    29-й железнодорожный полк в 55-й железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР
    30-й железнодорожный полк в 56-й Юго-Западный железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР
    ?-й железнодорожный полк в 57-й железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
    16 сентября 1938 года приказом НКВД СССР № 0059? от 10.09.1938 бригада включена в состав Управления ПВВ НКВД Киевского округа(52 стр.146; 70. стр.23).
    Приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02.02.1939 «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» бригада переформирована в 4-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, дислокация, оргштатная структура дивизии:
    Управление, штаб дивизии – г. Киев
    55-й Юго-Западный полк – г. г.Казатин
    56-й Юго-Западный полк – г. Киев
    57-й Одесский полк – ж.д. ст.Бобринская
    4-й-отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – ж.д. ст. Неданчичи
    12-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион – г. Шостка
    06 сентября 1939 года в связи с решением Советского Правительства о включении в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии отторгнутой Польшей от России в 1920 году, "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог" части дивизии развернулись по штатам военного времени, в составе дивизии в г. Казатин дополнительно сформирован 89-й полк.
    В ноябре 1939 года 89-й полк расформирован.
    По состоянию на 01 января 1941 года численность, дислокация, оргштатная структура дивизии:
    Управление, штаб дивизии – г.Киев
    55-й полк
    Управление, штаб полка – г. Коростень
    1 батальон – ж.д. ст. Овруч
    1 рота – ж.д. ст. Овруч
    2 рота – ж.д. ст. Чернобыль
    2 батальон – ж.д. ст. Казатин
    3 рота – ж.д. ст. Казатин.
    4 рота – ж.д. ст. Шепетовка
    5 рота – ж.д. ст. Житомир
    резервная рота – г. Коростень
    школа МНС – г. Жмеринка
    бронепоезд – ж.д. ст. Коростень

    56-й полк
    Управление, штаб полка – г.Киев
    1 батальон – г.Чернигов
    1 рота г.Чернигов 211
    2 рота шоссейный мост р.Тетерев у м.Грени
    2 батальон – г.Киев
    3 рота – ж.д.ст. Тетерев
    4 роты – ж.д.ст. Киев
    3 батальон – ж.д.ст. Черкассы
    5 рота – шоссейный мост р.Денпр у ж.д.ст. Черкассы
    Резервная рота – г.Киев
    Школа МНС – г.Киев
    Учебный бронепоезд – ж.д.ст. Черкассы

    81-й полк г.Харьков
    1 батальон Харьков 7 чел.
    1 рота г.Орел 201 чел.
    2 рота г.Харьков 242 чел.
    3 рота г.Крюков 211 чел.
    2 батальон г.Красный Лиман 7 чел.
    4 рота г.Красный Лиаман 217 чел.
    5 рота г.Дебельцев 187 чел.
    Резервная рота г.Харьков 154 чел.
    Школа МНС г.Красный Лиман 125 чел.

    Комендатура войск г.Харьков 4 чел.
    Клуб войск г.Харьков 1 чел.

    01 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28.01.1941 «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения совместного приказа НКО СССР/НКВД СССР №003/0086 от 27.01.1941 «О передаче зенитных частей и подразделений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений в ведение НКО СССР», Постановления СНК СССР №198-97 сс от 25.01.1941 «Об организации противовоздушной обороны» 4-й и 12-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы дивизии переданы в состав Красной Армии.
    На основании приказа НКВД СССР № 00214 от 26.02.1941 Главное управление войск НКВД по охране железнодо¬рожных сооружений и Главное управление войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности слились в одно Главное управление, войск НКВД по охране железнодо¬рожных сооружений и по охране особо важных предприятий промышленности объеди¬нившее эти войска.
    В марте 1941 года в состав дивизии вошел 81-й отдельный батальон войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности.
    По состоянию на 01 июня 1941 года дислокация, оргштатная структура дивизии:
    Управление, штаб, политотдел дивизии – г. Киев.
    55-й полк – г. Коростень, ул. Вокзальная, д.31(1)
    1 батальон – г. Овруч
    1 рота – г. Овруч
    2 рота – г. Житомир
    2 батальон – г. Казатин
    3 рота – г. Казатин
    4 рота – ж.д.ст. Шепетовка
    резервная рота – г. Коростень
    полковая школа – г. Жмеринка
    бронепоезд № 55 – ж.д.ст. Коростень

    56-й полк – г. Киев
    1 рота – г. Чернигов
    2 рота – г. – г. Киев
    3 рота – мост р. Тетерев «82 км»
    4 рота – мост р. Днепр г.Черкассы
    учебный дивизион бронепоездов – ж.д. ст. Черкассы
    резервная рота – г. Киев
    полковая школа – г. Киев

    57-й полк – ж.д.ст. Шевченко
    1 батальон – ж.д.ст. Знаменка
    1 рота – ж.д.ст. Христановка
    2 рота – ж.д.ст. Знаменка
    3 рота – ж.д.ст. Помощная
    2 батальон – г. Кишинев
    4 рота – г.Одесса
    5 рота – ж.д.ст. Бессарабская
    6 рота – ж.д.ст. Бельцы
    резервная рота – ж.д.ст. Шевченко(находилась в г.Черкассы)
    полковая школа – ж.д.ст. Знаменка
    бронепоезд № 57 – ж.д.ст. Знаменка
    81-й отдельный батальон – Вышгород(Киев).
    1 рота
    2 рота
    В 18.10 часов 22 июня 1941 года дивизия получила директиву начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/6864 от 21.06.1941 «ВРИД командира 4 дивизии о приведении в боевую готовность частей и гарнизонов дивизии».
    С началом Великой Отечественной войны в период 22 – 27 июня 1941 года дивизия согласно мобплана НКВД СССР отмобилизована по штатам военного времени, в составе дивизии сформирован 34-й отдельный резервный батальон, на базе 2 батальона 57-го полка сформирован 114-й полк
    С 27 июня 1941 года дивизия согласно директивы начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/69640 от 27.06.1941 «О подчинении частей войск начальникам охраны войскового тыла фронтов», во исполнения указания НКВД СССР № 31 от 26.06.1941 «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии, Постановления СНК СССР №1756-762 от 25.06.1941 «Об охране тыла фронтов» перешла в оперативное подчинение начальнику войск НКВД по охране войскового тыла Юго-Западного фронта.
    Две роты кадрового состава 34-го отдельного резервного батальона войск НКВД по охране железнодорожных сооружений во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19.07.1941 «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» откомандированы на охрану особых отделов армий Юго-Западного фронта.
    20 июля 1941 года резервная рота 57-го полка приказом начальника охраны войскового тыла Южного фронта вошла в состав 114-го полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
    В середине июля 1941 года полковая артбатарея 6-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД вошла в оперативное подчинение дивизии.
    05 августа 1941 года 55-й полк вошел в оперативное подчинение 5-й армии.
    В начале августа 1941 года во исполнение приказа начальника охраны тыла Юго-Западного фронта 64-й полк войск НКВД вошел в оперативное подчинение дивизии, приказом НКВД УССР 227-й полк конвойных войск НКВД СССР вошел в оперативное подчинение дивизии.
    ?? августа 1941 года согласно приказа НКВД СССР №001075 от 13.08.1941 Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности переформировано в отдел службы по охране железнодорожных сооружений и отдел службы по охране особо важных предприятий промышленности вновь сформированного Главного управления внутренних войск НКВД СССР
    По состоянию на 22 августа 1941 года положение частей дивизии было следующее:
    55-й полк:
    после боев в гг. Коростень, Овруч, вместе с частями 5-й армии отходил на Чернигов и далее на Бахмач, Конотоп, Ворожба, впоследствии вошел в оперативное подчинение 40-й армии.
    56-й полк:
    1 батальоном охранял и оборонял объекты согласно дислокации, 2 и 3 батальоны охранял и оборонял мосты через р. Днепр на участке Киев, Канев, Черкассы и линию ВЧ на участке Киев, Гребенка, Бахмач.
    57-й полк:
    гарнизоны «Христиновка», «Звенигородка», «Тальное» 1 роты, гарнизон «269 км» 2 линейной роты отступили в г. Одесса, где присоединились к 4 роте, и приняли участие в обороне г. Одесса, резервная рота присоединилась к 114-му полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
    2,3,5,6 роты, штаб полка в количестве 600 военнослужащих находились в движении на г. Киев, поступили в оперативное подчинение НКВД УССР.
    114-й полк:
    отходил на . Мелитополь, находился в оперативном подчинение начальника охраны тыла Южного фронта.
    81-й отдельный батальон охранял промышленные объекты в г. Киев.
    34-й отдельный батальон двумя ротами охранял временные переправы через р. Днепр у г. Киев.
    04 сентября 1941 года 1 батальон 56-го полка без 1 роты на основании приказа командира дивизии, убыл в г. Нежин для принятия под охрану линий связи ВЧ, из пулеметных отделений батальона сформирована сводная пулеметная рота, которая убыла в г. Киев в распоряжение командира полка, 1 рота батальона численностью около 150 военнослужащих оставлена для охраны железнодорожных и автодорожных мостов Чернигова, Неданчи, Янова.
    К 19 сентября 1941 года части дивизии оказались в окружении вместе с частями и соединениями Юго-Западного фронта и занимали следующее положение:
    Управление дивизии, штаб дивизии, политотдел дивизии, комендантский взвод – г. Киев.
    55-й полк:
    в р-не Ворожба, в оперативном подчинении начальника охраны тыла 40 армии.
    56-й полк:
    1 батальон в р-не г. Нежин охранял линию связи ВЧ Бахмач - Киев, 2 батальон в г. Киев охранял мосты и переправы, телеграф Юза, железнодорожный узел, 3 батальон без Каневского гарнизона – Гребенка, на охране железнодорожных объектов по линии Гребенка – Золотоноша – Канев и линии ВЧ на участке Дарница – Гребенка.
    57-й полк:
    2,3,5,6 роты, штаб полка в количестве 600 военнослужащих в г. Киев, находились в оперативном подчинении наркома НКВД УССР.
    4 рота, гарнизоны «Христиновка», «Звенигородка», «Тальное» 1 роты, гарнизон «269 км» 2 линейной роты приняли участие в обороне г. Одесса, резервная рота присоединилась к 114-му полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
    81-й отдельный батальон охранял промышленные объекты в Киеве.
    34-й отдельный батальон в Киеве усиливал оборону мостов
    114-й полк в р-не г. Мелитополя, в оперативном подчинении начальника охраны тыла Южного фронта.
    227-й полк:
    1 батальон – в Броварах, 2 батальон усиливал оборону Петровского моста
    из частей дивизии, вне окружения оказались, 55-й полк, 114-й полк.
    При прорыве из окружения в р-не с. Девички 01 октября 1941 года дивизия провела свой последний бой, дивизия понесла большие потери и расселась на мелкие группы, фактически перестав существовать как единое соединение.
    По состоянию на 17 ноября 1941 года из окружения вышло 647 военнослужащих.
    На основании приказа НКВД СССР № 00150 от 19.01.1942 Главное управление внутренних войск НКВД СССР расформировано, отдел по охране железнодорожных сооружений переформирован в Главное Управление войск НКВД по охране железных дорог, отдел по охране особо важных предприятий промышленности переформирован в Главное Управление войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности.
    В ноябре – декабре 1941 года(???) восстановлен штаб дивизии, 56-й и 57-й полки.
    Приказом НКВД СССР № 001711 от 25.12.1941 во исполнения Постановления ГКО № 1024-сс от 14.12.1941 «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» войска НКВД СССР переименованы в войска НКВД СССР по охране железных дорог, дивизия стала именоваться 4-я дивизия войск НКВД СССР по охране железных дорог.
    Приказом НКВД СССР № 00293 от 11.02.1942 дивизия переименована в 25-ю дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог, дислокация, оргштатная структура дивизии:
    Управление, штаб, политотдел дивизии – г. Балашов.
    55-й полк
    114-й полк
    В марте 1942 года в составе дивизии восстановлены 56-й полк и 57-й полк, в состав дивизии включен 121-й полк.
    В начале 1944 года дивизия передислоцирована на Украину, управление дивизии – г. Киев, в состав дивизии включены 60-й полк и 69-й полк, 56-й полк включен в состав 26-й дивизии.
    Во исполнения совместного указания НКВД СССР/НКГБ СССР №246/136 от 28.10.1944 «Об усилении охраны железнодорожных коммуникаций и недопущений на них диверсий» в дивизии сформирована отдельная маневренная группа(63. стр.497)(?).
    Приказом МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности объединены с войсками МВД СССР по охране железных дорог в войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
    Приказом МВД СССР № 001180 от 21.12.1946 во исполнения приказа МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 дивизия стала именоваться 25-я дивизия войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
    Дивизия расформирована приказом МВД СССР № 00248 от 15.05.1951 во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс «О передаче охраны предприятий промышленности и железных дорог военизированной охране министерств и ведомств».
    Приказом МВД №00857 от 07.12.1951 во исполнение Постановления СМ СССР №3476-1616с от 13.09.1951 войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог были преобразованы в военизированную охрану I категории. Постановлением СМ СССР №3851-1539с от 22 августа 1952 г. она была передана из МВД в МГБ.

  2. 3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
    nazri (23.02.2012)Динамо (10.03.2015)
  3. #2
    /на доске почёта/
    Регистрация
    23.11.2009
    Репутация: 1224
    Сообщений
    1,825

    По умолчанию

    Награды, поощрения дивизии:
    Приказом начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 60 от 30.11.1940 «Об итогах боевой подготовки в 1940 году и задачах на 1941 год» за боевую подготовку дивизии в 1940 году, занявшей первое место среди соединений объявлена «Благодарность»
    Боевая, оперативно-служебная деятельность дивизии:
    Бригада/дивизия выполняла задачи по охране железнодорожных сооружений Юго-Западной, Винницкой, Одесской, Кишиневской ж.д.
    В период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940), во исполнения приказа НКВД СССР № 0015?? от 31.12.1939 пулеметный взвод 55-го полка в составе 82-го пограничного отряда войск НКВД со 02 января 1940 года принял участие в боевых действиях.
    Во исполнения приказа НКВД СССР № 0022 от 05.01.1940 «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» зенитно-пулеметная рота 57-го полка, четыре зенитно-пулеметные роты 55-го полка с 10 января 1940 года, мотоброневагон полкового бронепоезда № 55, с 15 января 1940 года в составе 2-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений приняли участие в охране объектов Кировской ж.д.
    С возложенными обязанностями личный состав подразделений принимавших участие в Советско-Финляндской войне справился, командир 2-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений всему личному составу объявил «Благодарность», правительство страны весь личный состав подразделений наградила месячным окладом, двое военнослужащих пулеметного взвода 55-го полка награждены государственными наградами –орденом Ленина, – орденом Красного Знамени.
    Во исполнения приказа НКВД СССР № 00947 от 05.08.1940 «О принятии под охрану железнодорожных сооружений Бессарабии и северной части Буковины» 57-й полк в августе 1940 года принял под охрану железнодорожные сооружения на Кишинёвской ж.д. Подразделения и гарнизоны 2 батальона расположенные на участке Государственной границы СССР с Румынией по р. Прут оказывали содействие пограничным войскам НКВД в охране государственной границы СССР.
    Дивизия во исполнения приказа НКВД СССР № 0074 от 18.01.1941 «Об организации охраны объектов ГУШОСДОР войсками НКВД по охране железнодорожных объектов» приняла под охрану важные стратегические мосты шоссейных дорог в Черниговской, Житомирской, Винницкой областях.
    По состоянию на 22 июня 1941 года части и подразделения дивизии на Юго-Западной, Винницкой, Одесской и Кишиневской ж.д., в Киевской, Черниговской, Житомирской, Винницкой областях УССР охраняли:
    80 железнодорожных мостов
    2 тоннеля
    25 водокачек
    3 электроподстанции
    2 шоссейных моста
    1 склад
    Киевский Днепровский водопровод
    С 26 июня 1941 года по 16 января 1942 года, с 08 июля по 28 августа 1942 года, с 16 сентября 1942 года по 15 февраля 1943 года, с 21 февраля по 01 августа 1944 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии.
    С началом Великой Отечественной войны в период 22 – 26 июня 1941 года согласно мобилизационного плана НКВД дивизия дополнительно приняла под охрану более 100 объектов.
    22 июня 1941 года в 4.00 часов с началом Великой Отечественной войны гарнизоны 2 батальона 57 полка расположенные на границе и в приграничных районах Молдавской ССР и в Северной Буковине Украинской ССР(ж.д.мост р. Прут у ж.д.ст. Унгены Кишиневской ж.д. – начальник гарнизона мл. лейтенант Спирин, мост р. Прут-60 км, ж.д. мост р. Бадаль-Серет), вступили в бой.
    04 – 05 июля 1941 года резервная рота 57-го полка совместно с 108 кавалерийским полком 9 кавалерийской дивизии Красной Армии вела бои за ж.д.ст. Корнешты Кишиневской ж.д. с 23.00 часов 05 по 19 июля 1941 года прикрывала отход 9-й кавалерийской дивизии Красной Армии. 19 июля 1941 года рота по приказу начальника штаба 9 кавалерийской дивизии совместно с 72 кавалерийским полком к исходу дня выбила противника из Охранчы чем обеспечила планомерный отход и переправу частей 2 кавалерийского корпуса на левый берег реки Днестр, 10 военнослужащих роты приказом командира 9-й кавалерийской дивизии представлены к награждению правительственными наградами..
    Во исполнения приказа НКВД СССР № 00908 от 10.07.1941 «О возложении охраны Правительственной «ВЧ» - связи на Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» дивизия приняла под охрану линию ВЧ на участках Киев – Нежин, Нежин – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач.
    В середине июля 1941 года 56-й полк дивизии принял под охрану все построенные временные переправы на р. Днепр от Неданчичи по Черкассы включительно, на р. Припять у г. Чернобыль, на р. Десна все переправы от Чернигова до Киева.
    19 сентября 1941 года части дивизии оказались в окружении вместе с частями и соединениями Юго-Западного фронта, с 10.00 – 16.00 часов взорвав все Киевские мосты, промышленные объекты (КРЭС, телеграф, радиоцентр) части дивизии при сильном артиллерийском и минометным огнем противника начали оставлять г. Киев, отступать по маршруту Дарница, Борисполь куда отступали части и соединения 37-й армии.
    При отходе из Киева 57-й полк, 34-й и 81-й батальон понесли потери в личном составе до 2 рот.
    20 сентября 1941 года в 10.00 часов дивизия для прикрытия отхода 37-й армии по приказу командующего армии, на участке Александровка – хут. Гора фронтом на запад заняла оборону и до 16.00 часов вела оборонительный бой с превосходящими силами противника, в 16 часов дивизия поставив в авангарде 56-й полк начала отход по маршруту Мартусовка, Глубокое, Рогозов, Любарцы в обход Борисполя.
    22 сентября 1941 года дивизия оказалась рассечена на две части, 56-й полк за исключением пулеметной роты, штаб дивизии за исключением 1 отделения, второй эшелон дивизии прорвались через Люберцы на Барышевку.
    Вторая часть – 57-й полк, 227-й полк, 34-й батальон, 81-й батальон, пулеметная рота 56-го полка, 1 отделение штаба дивизии сосредоточилась в р-не Рогозов.
    В Рогозове к 57 полку присоединились 50 красноармейцев, батарея артиллерии в составе 3 легких пушек, 2 - 152 мм орудий.
    С 12.30 до 17.00 часов 57-й полк вел бой за Рогозов где полк потерял до 50 % личного состава, нанеся противнику потери до 1200 человек убитыми и ранеными, в 17.00 часов полк начал отход в юго-восточном направлении на Старое, однако полк разрезанный на две части начал отходить двумя группами: одна группа во главе с командиром полка на Старое, в р-не Андруши в количестве около 80 военнослужащих присоединилась к дивизии.
    Вторая группа во главе командиром 1 батальона капитаном Павловым отступила в лес южнее Староселья, где по решению командира батальона разделена на небольшие группы для выхода из окружения. Часть раненых 57 полка сдана местному населению в селах Старое и Сошниково. В р-не Рогозов к дивизии присоединены два орудия с расчетами 28-го мотострелкового полка оперативных войск НКВД. Поздно вечером 34 батальон, 1 батальон 227 полка в 1 км юго-западнее Любарцы при отражении внезапной атаки противника на штаб дивизии разгромили полк противника, захватив при этом знамя неприятеля. В 24.00 часов 22 сентября 1941 года дивизия начала отход на Старое, во время перехода поздно ночью от 34 батальона оторвались две роты, дальнейшая судьба рот не известна. К рассвету дивизия прибыла в Старое имея всего до 500 командиров и красноармейцев.
    01 октября 1941 года дивизия провела свой последний бой при прорыве из окружения в р-не с. Девички, при прорыве дивизия понесла большие потери и расселась на мелкие группы, фактически перестав существовать как единое соединение.
    С 22 июня по 01 октября 1941 года части и подразделения дивизии при защите охраняемых объектов, в боях под Киевом вывели из строя около 9000 гитлеровцев, 57 танков и бронемашин, 54 орудий, 61 минометов, 23 пулемета, 9 тракторов, до 200 автомашин, 32 мотоцикла, сбили 6 самолетов, захватили 3 знамя разбитых немецких частей, 90 военнослужащих дивизии награждены государственными наградами.
    Полковое Боевое Красное Знамя 57 полка вынесено из окружения.
    С 06 декабря 1941 года по 20 января 1942 года 114-й полк при охране войскового тыла 56А задержал 12 агентов немецкой разведки, 187 пособников немецких оккупантов.
    В 1944 году части и подразделения дивизии задержали 3 шпионов, 227 бандитов, 1048 дезертиров из Красной Армии.
    После окончания Великой Отечественной войны части и дивизии привлекались к ликвидации западноукраинских националистических подпольных отрядов УПА – ОУН.
    В 1948 году части и подразделения дивизии во Львовской, Ровенской, Ковельской областях провели 14 операций против бандеровцев.
    Командиры дивизии:
    генерал-майор Ачкасов Александр Иванович 00.03.1939 - 23.06.1941
    полковник/генерал-майор Мажирин Федор Максимович 23.06.- 01.10.1941, 194 2 - 00.04.1945

  4. 2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
    nazri (23.02.2012)Динамо (10.03.2015)
  5. #3
    генерал-майор Аватар для nazri
    Регистрация
    01.11.2011
    Репутация: 1622
    Адрес
    киев
    Служба
    Гражданский
    Сообщений
    1,897

    По умолчанию

    ВВ-России - огромное Вам спасибо.

  6. #4
    генерал-полковник Аватар для VV-nik
    Регистрация
    16.11.2008
    Репутация: 6217
    Адрес
    Киев
    Служба
    Пенсионер МВД
    Сообщений
    10,209

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от ВВ - России Посмотреть сообщение
    По просьбе форумчан открываю новую тему по истории 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Надеюсь, что некоторые форумчаны дополнят данную тему новыми данными. У некоторых они есть.
    НАЧИНАЕМ!
    Тока у меня - больше не дополнений, а вопросов, ОК?
    Цитата Сообщение от ВВ - России Посмотреть сообщение
    По состоянию на 01 января 1941 года
    Цитата Сообщение от ВВ - России Посмотреть сообщение
    Учебный бронепоезд – ж.д.ст. Черкассы
    А потом - полк "свертывается из 3-батальонного - в 4-ротный + "учебный дивизион бронепоездов", в котором кстати, по-прежнему - ОДНА "матчасть"?
    Цитата Сообщение от ВВ - России Посмотреть сообщение
    По состоянию на 01 июня 1941 года
    Цитата Сообщение от ВВ - России Посмотреть сообщение
    учебный дивизион бронепоездов – ж.д. ст. Черкассы
    После мобилизации вместо "учебного дивизиона" появляется совершенно "боевой" бронепоезд №56 - причем тут интересную роль играет особенность б. "учебки"! Т.е. б. курсанты - по инерции в плену наставлений и уроков, б. инструкторы-сверхсрочники, которых конечно, больше, чем в обычной части - не только гоняют молодежь, но и могут чет путное подсказать комсоставу...
    Кстати, об комсоставе: командиром бронепоезда после мобилизации был назначен АЖ старший лейтенант Ищенко... А вот начштабом - оказался капитан Мартыненко (он-то позже и занимался расчетами для арт. огня...)
    Кстати, "старшим лекарским помошником" (т.е. "фельдшером"))) был назначен некто интендант 3 ранга Губский - уж не знаю, как он справлялся по части медицины, но вроде - получалось, причем точно известно, что когда Губский был ранен 11.08.41 - боевой пост в бронепоезде он не покинул...
    ++ПОПРОШУ ЗАМЕТИТЬ - тут нет ни капли иронии или злопыхательства...

  7. #5
    генерал-майор Аватар для nazri
    Регистрация
    01.11.2011
    Репутация: 1622
    Адрес
    киев
    Служба
    Гражданский
    Сообщений
    1,897

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VV-nik Посмотреть сообщение
    НАЧИНАЕМ!
    Тока у меня - больше не дополнений, а вопросов, ОК?
    ++ПОПРОШУ ЗАМЕТИТЬ - тут нет ни капли иронии или злопыхательства...
    Извините. а можно Вас попросить внести некую ясность в Ваше понимание слова "учебный"? И еще. давайте постараемся без ненужного пафоса, как то спокойней. ВВ-России предложил нам потрясающее изложение. Ну а касательно вопросов, то можно же делать так. чтобы они были конструктивными. К тому же эта боевая часть (4 дивизия) из категории тех, которые столько вопросов могут поставить, что... Но, пожалуйста. давайте конструктивно нашу беседу строить. С уважением.

  8. Пользователь сказал cпасибо:
  9. #6
    генерал-полковник Аватар для VV-nik
    Регистрация
    16.11.2008
    Репутация: 6217
    Адрес
    Киев
    Служба
    Пенсионер МВД
    Сообщений
    10,209

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от nazri Посмотреть сообщение
    Извините. а можно Вас попросить внести некую ясность в Ваше понимание слова "учебный"?
    А тут мы снова возвращаемся - к вашему достаточно отдаленному отношению к пресловутым "портянкам"...
    В Черкассах тогда была "учебка", которая готовила специалистов для всех бронепоездов дивизии... НО началась война, и недоучившиеся курсанты - стали просто солдатами... Вот и все мое понимание...

  10. #7
    генерал-майор Аватар для nazri
    Регистрация
    01.11.2011
    Репутация: 1622
    Адрес
    киев
    Служба
    Гражданский
    Сообщений
    1,897

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VV-nik Посмотреть сообщение
    А тут мы снова возвращаемся - к вашему достаточно отдаленному отношению к пресловутым "портянкам"...
    В Черкассах тогда была "учебка", которая готовила специалистов для всех бронепоездов дивизии... НО началась война, и недоучившиеся курсанты - стали просто солдатами... Вот и все мое понимание...

    ...В таком случае, пожалуйста, список этих недоучившихся...
    ...А портянки надо регулярно стирать.

  11. #8
    генерал-полковник Аватар для VV-nik
    Регистрация
    16.11.2008
    Репутация: 6217
    Адрес
    Киев
    Служба
    Пенсионер МВД
    Сообщений
    10,209

    По умолчанию

    nazri, начинаете уже заморачивать... "Недоучившиеся" - это просто курсанты "учебки", которые не успели окончить курс подготовки... Но очень многое они - таки УСПЕЛИ освоить, что и продемонстрировали В БОЯХ... Просто вышло, что СВЕЖИЕ знания - таки бывает очень хорошо...
    Последний раз редактировалось VV-nik; 24.02.2012 в 01:16.

  12. #9
    генерал-майор Аватар для nazri
    Регистрация
    01.11.2011
    Репутация: 1622
    Адрес
    киев
    Служба
    Гражданский
    Сообщений
    1,897

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от VV-nik Посмотреть сообщение
    nazri, начинаете уже заморачивать... "Недоучившиеся" - это просто курсанты "учебки", которые не успели окончить курс подготовки... Но очень многое они - таки УСПЕЛИ освоить, что и продемонстрировали В БОЯХ... Просто вышло, что СВЕЖИЕ знания - таки бывает очень хорошо...

    Извините пожалуйста, давайте конкретно: список будет или нет? В этой теме нужен конструктивный разговор, а мести пургу тут не надо....
    Или список, или...

  13. #10
    /на доске почёта/
    Регистрация
    23.11.2009
    Репутация: 1224
    Сообщений
    1,825

    По умолчанию

    57-й полк войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
    Полк сформирован???
    Приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02.02.1939 «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» полк включен в состав войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, вошел в состав вновь сформированной 4-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
    По состоянию на 10 марта 1939 года численность полка – 1310 военнослужащих(70. стр.25).
    Во исполнения приказа НКВД СССР № 001121 от 20.09.1939 «О взятии под охрану новых участков границы»(1), Постановления Комитета Обороны СССР № 355 сс от 20.09.1939 «Об увеличении численности пограничных и оперативных войск» полк выделил часть личного состава на формирование 92-го пограничного отряда войск НКВД СССР.
    Дислокация, огштатная структура полка по состоянию на 01 января 1941 года:
    управление полка, штаб полка, политчасть – ж.д.ст. Шевченко
    1 батальон:
    штаб – ж.д.ст. Знаменка
    1-я рота
    гарнизон ж.д. ст. Христиновка
    гарнизон ж.д. водокачка ж.д. ст. Вапнярка.
    гарнизон ж.д.мост Малая-Смелянка
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Тальнос,
    гарнизон ж.д мост и водокачка ж.д. ст. Шевченко
    гарнизон ж.д.мост ж.д. ст. Звенигородка
    гарнизон ж.д.мост ж.д. ст. Губник
    гарнизон ж.д. ж.д. ст. Корсунь
    2-я рота – ж.д. ст. Знаменка.
    гарнизон ж.д.водокачка ж.д. ст. Орловая Балка
    гарнизон 1 типа
    гарнизон ж.д.водокачка ж.д. ст. Александрия
    гарнизон ж.д. мост 273 км ж.д. ст. Цыбулево
    гарнизон ж.д. мост 59 км ж.д. ст. Зеленая
    гарнизон ж.д. мост 286 км ж.д. ст. Кировоград
    гарнизон ж.д. мост 318 км ж.д. ст. Корыстовка
    3-я рота – ж.д. ст. Помочиная
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Ново-Миргород
    гарнизон Новая Водокачка ж.д. ст. Помочиная
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Ковуны
    гарнизон ж.д.Водокачка ж.д. ст.Котовск
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Виска
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. .Адабаш
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст.. Голта
    2-й батальон – г. Кишинев
    4-я рота – г.Одесса
    гарнизон ж.д.водокачка ж.д. ст. Вознесенка, - 1-я Водонасоссная
    гарнизон ж.д.водокачка ж.д. ст. Зельцы
    гарнизон ж.д.водокачка 9 км ж.д. ст. Раздельная
    гарнизон ж.д.Водокачка ж.д. ст. Рауховка
    гарнизон ж.д. мост 550 км ж.д. ст. Березовка.
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Бендеры
    гарнизон ж.д. мост 512 км ж.д. ст. Васелиново.
    гарнизон ж.д.мост р. Южный Буг ж.д. ст.Вознесенка.
    5-я рота – ж.д. ст.Бессарабская.
    гарнизон ж.д.мост 342 км ж.д. ст. Болград
    гарнизон ж.д. мост ж.д. ст. Кайнары.
    гарнизон ж.д. мост 509 км ж.д. ст. Кайнары
    гарнизон ж.д.мост 296 км ж.д. ст. Фрикация,.
    гарнизон ж.д. мост 524 км ж.д. ст. Сарата.
    гарнизон ж.д. мост 438 км ж.д. ст.Бессарабская.
    гарнизон 581 км ст.Бульбаки.
    гарнизон 272 км.
    гарнизон Большая Тоннель.
    резервный гарнизон.
    6-я рота – ж.д. ст.Бельцы.
    гарнизон ж.д.мост 112 км ж.д. ст. Линчаны
    гарнизон ж.д. мост 8 км р. Реут ж.д. ст.Бельцы.
    гарнизон ж.д. мост 50 км ж.д. ст. Цыра.
    гарнизон ж.д. мост 36 км ж.д. ст. Флорешты.
    гарнизон ж.д. мост 15 км ж.д. ст. Путанешты.
    гарнизон ж.д. мост 22 км р. Кайнары.
    гарнизон ж.д. мост 52 км р. Днестр.
    гарнизон ж.д. тоннель 114 км.
    гарнизон ж.д. мост р. Прут ж.д. ст. Унгены.
    резервный гарнизон 6 роты.
    резерная рота ст. им. Шевченко.
    Полковая школа ст.Знаменка
    бронепоезд – бепо №57 – ж.д. ст. Знаменка.
    1-я зенитно-пулеметная рота ж.д.ст. Галта.
    2-я зенитно-пулеметная рота ж.д. ст. Губник.
    4-я зенитно-пулеметная роты ж.д. ст. Вознесенская(1)
    01 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28.01.1941 «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения совместного приказа НКО СССР/НКВД СССР №003/0086 от 27.01.1941 «О передаче зенитных частей и подразделений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений в ведение НКО» Постановления СНК СССР №198-97 сс от 25.01.1941 «Об организации противовоздушной обороны»(2) 1,2 и 4 отдельные зенитно-пулеметные роты полка переданы в состав Красной Армии(1).
    По состоянию на 01 июня 1941 года полк имел условный номер п/я № 100, дислокация, оргштатная структура полка:
    управление, штаб, политчасть – ж.д.ст. Шевченко
    1 батальон:
    штаб – ж.д.ст. Знаменка
    1 рота – ж.д.ст. Христановка
    2 рота – ж.д.ст. Знаменка
    3 рота – ж.д.ст. Помощная
    2 батальон:
    4 рота – г.Одесса
    5 рота – ж.д.ст. Бессарабская
    6 рота – ж.д.ст. Бельцы
    резервная рота – – ж.д.ст. Шевченко(находилась в г.Черкассы)
    полковая школа МНС – ж.д.ст. Знаменка
    бронепоезд № 57 – ж.д.ст. Знаменка.
    численность полка – 1747 военнослужащих
    С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года полк развернулся по мобплану НКВД СССР, в период с 22 по 26 июня 1941 года согласно мобилизационного плана НКВД СССР 2 батальон полка переформирован в 114-й полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
    23 июня 1941 года резервная рота полка убыла из Черкасс в Одессу.
    По указанию НКВД СССР № 31 от 26.06.1941 «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» полк вошел в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Юго-Западного фронта.
    20 июля 1941 года резервная рота полка приказом начальника охраны войскового тыла Южного фронта убыла на ж.д.ст. Березовка, присоединилась к 114-му полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, 10 военнослужащих роты приказом командира 9-й кавалерийской дивизии представлены к награждению правительственными наградами.
    В течении июля 1941 года 1 линейной роты гарнизоны «Христиновка», «Звенигородка», «Тальное», гарнизон 2 линейной роты «269 км» полка отступили в г. Одесса, совместно 4 линейной роты полка дислоцированной в г. Одесса, приняли участие в обороне города.
    19 сентября 1941 года штаб полка, 2; 3; 5; 6 роты полка совместно с частями и подразделениями дивизии (64-й полк, 227-й полк, 34-й отдельный резервный батальон, 81-й отдельный батальон), с войсками Юго-Западного фронта под Киевом попал в окружение.
    01 октября 1941 года при прорыве из окружения в р-не с. Девички полк провел свой последний бой, понес большие потери, полк рассеялся на мелкие группы, фактически перестав существовать как единая войсковая часть.
    Полковое Боевое Красное Знамя вынесено из окружения.
    в период с 12 марта – 00 апреля 1942 года на основании приказа штаба 25-й дивизии войск НКВД СССР № 48/18 от 01.03.1942 полк в г. Мичуринск восстановлен(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.д.1) – условный номер почтовый ящик - 100(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.63).
    в период с 20 – 27 июля 1942 года полк передислоцирован в пос. Беково(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.д.229 - 230).
    Приказом по полку №184 от 20.08.1942 во исполнения распоряжения командира 25-й дивизии №003931 от 17.08.1942 350 военнослужащих полка исключены из состава полка и откомандированы в распоряжение начальника охраны Тавлаг ГУЛАГ НКВД СССР – ж.д.ст. Тавда Свердловской обл. (РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.273 - 280).
    Приказом по полку № 00280 от 13.11.1942 объявлен приказ НКВД СССР № 002344 от 21.10.1942 о расформировании полка о откомандировании в управлении 25-й дивизии 10 военнослужащих, в 56 полк – 115 военнослужащих, 32-й бепо - 25 военнослужащих, 34-й бепо - 89 военнослужащих, 55-й полк - 286 военнослужащих, штаба 25-й дивизии 11 военнослужащих (РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.400 - 40.
    Приказом по полку № 00293 от 24.11.1942 объявлен приказ по 25-й дивизии №0043 от 09.11.1942 личный состав бепо исключен из состава полка, бепо стал именоваться 34-й отдельный бепо (РГВА; ф. 38328, оп.1, д.4, л.425 - 426).
    Приказом по полку №1 от 07.12.1942 объявлено телеграфное распоряжение штаба 25-й дивизии №4881 от 06.12.1942 от отмене расформирования полка(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.14, л.1).
    В период 30 июня по 05 августа 1943 года полк передислоцирован к временному дислоцированию в г. Ростов-на-Дону(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.14, л.).
    В период 26 декабря 1943 года по 00……..1944 года полк передислоцирован к постоянному место дислокации г. Одесса(РГВА; ф. 38328, оп.1, д.14, л.546).
    В 1944 году полк передислоцирован в Одессу, штаб дислоцировался ул. Средняя Фонтавка, 12.
    С 22 июня 1941 года по 16 января 1942 года полк входил в состав Действующей Красной Армии.
    С февраля 1943 года полк имел условный номер войсковая часть полевая почта № 01201.
    Приказом МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности объединены с войсками МВД СССР по охране железных дорог в войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
    Приказом МВД СССР № 001180 от 21.12.1946 во исполнения приказа МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 полк стал именоваться 57-й полк войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
    Приказом МВД СССР № 00248 от 15.05.1951 во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс «О передаче охраны предприятий промышленности и железных дорог военизированной охране министерств и ведомств» полк расформирован.
    Приказом МВД №00857 от 07.12.1951 во исполнение Постановления СМ СССР №3476-1616с от 13.09.1951 войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог были преобразованы в военизированную охрану I категории. Постановлением СМ СССР №3851-1539с от 22 августа 1952 г. она была передана из МВД в МГБ.
    Боевая, оперативно-служебная деятельность полка:
    Полк выполнял задачи по охране объектов Одесской ж.д.
    В период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину 17.09. – 12.10.1939, во исполнения Постановления КО СССР № 338сс от 17.09.1939 полк переведен на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог".
    В период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940), зенитно-пулеметная рота полка во исполнения приказа НКВД СССР № 0022 от 05.01.1940 «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» в составе 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений приняла участие в охране объектов.
    Во исполнения приказа НКВД СССР № 00947 от 05.08.1940 «О принятии под охрану железнодорожных сооружений Бессарабии и северной части Буковины» полк в августе 1940 года принял под охрану железнодорожные сооружения на Кишинёвской ж.д.
    Подразделения и гарнизоны 2 батальона расположенные на участке Государственной границы СССР с Румынией по р. Прут оказывали содействие пограничным войскам НКВД в охране государственной границы СССР.
    Полк по состоянию на 22 июня 1941 года выполняя задачи по охране 48 объектов Одесской ж.д., Кишиневской ж.д.( 2 батальон – ж.д.мост у Бендер, ж.д.мост р. Бык - 582 км, ж.д.мост р. – 430 км., тоннель – 533 км Кишиневской ж.д.).
    Полк в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., выполнял задачи по охране железнодорожных сооружений Одесской ж.д., Кишиневской ж.д., с 1944 года Южной ж.д., важных стратегических автодорожных мостов в Одесской области, МССР, войскового тыла 9А, 37А., принимал участие в борьбе с разведывательно-диверсионными группами противника, с уголовным бандитизмом.
    Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
    С началом Великой Отечественной войны в 4.00 часов 22 июня 1941 года гарнизоны и подразделения 2 батальона полка охранявшие ж.д.мосты через пограничную р. Прут вступили в бой, совместно с пограничниками и подошедшими частями Красной Армии обороняли охраняемые объекты.
    04 – 05 июля 1941 года резервная рота полка совместно с 108-й кавалерийским полком 9-й кавалерийской дивизии Красной Армии вела бои за ж.д.ст. Корнешты Кишиневской ж.д., с 23.00 часов 05 по 19 июля 1941 года прикрывала отход 9-й кавалерийской дивизии Красной Армии.
    19 июля 1941 года рота по приказу начальника штаба 9-й кавалерийской дивизии совместно с 72-м кавалерийским полком к исходу дня выбила противника из Охранчы чем обеспечила планомерный отход и переправу частей 2-го кавалерийского корпуса на левый берег р. Днестр.

  14. 2 пользователя(ей) сказали cпасибо:
    nazri (25.02.2012)Динамо (10.03.2015)
Страница 1 из 4 123 ... ПоследняяПоследняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •