ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Служебные собаки в ОВД используются различными структурными подразделениями Министерства внутренних дел Украины уже много лет. Вместе с тем, до сих пор существует огромный пробел в законодательном обеспечении применения служебных собак на службе. В частности при охране общественного порядка и охране собственности.
Рассмотрим данное утверждение на примере Департамента Государственной службы охраны при МВД Украины. Согласно действующего приказа МВД Украины «Об организации служебной деятельности милиции охраны Государственной службы охраны при МВД Украины» №1433 от 25.11.2003 года, кинологическая деятельность в ДГСО регламентируется Законом Украины «О милиции» и Уставом патрульно-постовой службы милиции. Сюда же следует отнести и Постановление Совета Министров УССР «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка» №49 от 27.08.1991 года (с изменениями).
Приказом #1433 все служебные собаки имеющиеся в системе ГСО делятся на караульных, сторожевых и розыскных.
Характерной особенностью сторожевых и розыскных собак является то, что они применяются для розыска людей, что не указывается ни в ст.14 Закона Украины «О милиции», ни в Уставе ППСМ, ни в дублирующем их, в части перечня случаев применения служебных собак, Приказе №1433.
Согласно же действующего законодательства, а в частности Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», розыскными мероприятиями занимаются оперативные подразделения милиции: криминальная и специальная милиция, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, оперативно-розыскные подразделения Государственной автомобильной инспекции.
Приказом МВД Украины «Об утверждении Положения о криминальной милиции Украины» №62 от 26.01.1997 года, определены подразделения, которые привлекаются для выполнения специальных задач служб, осуществляющих ОРД:
– Главное управление (управления, отделы) криминального поиска;
– Оперативно-технические управления (отделы, отделения);
– Отдел (кинологические центры) организации служебного собаководства.
Согласно Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями МВД запрещается. В следствие чего, наличие в структуре ГСО служебных собак осуществляющих розыск и применение их милиционерами-кинологами подразделений милиции охраны для этих целей, является нарушением действующего законодательства.
Это же нарушение относится и к подразделениям милиции общественной безопасности использующих служебных собак при несении службы.
Следующее несоответствие нормативно-правовым актам в системе ГСО заключается в применении служебных собак для несения караульной службы, предполагающее их самостоятельное нахождение на блок-постах, зонах свободного окарауливания и постах с глухой привязью. Поскольку сами задачи данной службы не соответствуют тем ситуациям применения, которые определены Законом Украины «О милиции» и Уставом ППСМ, а Закон и Устав чётко определяют, что решение о применении служебной собаки принимает милиционер-кинолог, который при этом и определяет время начала и интенсивность её применения с учётом обстановки что сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя (ст.14 ЗУоМ, ст.180 УППСМ). Данные действия милиционера-кинолога не возможны при самостоятельном нахождении служебной собаки на блок-постах и других определённых местах.
Предъявляемые Приказом МВД №1433 требования к применению караульных, сторожевых и розыскных собак практически полностью либо не соответствуют тем случаям, в которых служебные собаки должны применяться согласно законодательства, либо эти требования вообще отсутствуют.
Так например, розыскные собаки, которые чаще всего используются автопатрулями групп задержания милиции охраны, применяются, согласно Пр.№1433:
– для розыска людей (проблема розыска рассмотрена выше выше);
– задержания и конвоирования задержанных;
– для обыска местности и помещений с целью обнаружения людей и вещей (частично относится к проблеме розыска);
– для проведения выборки людей и вещей (проблема розыска).
В тоже время, даже сам Приказ, не говоря уже о Законе Украины «О милиции» и Уставе ППСМ, чуть ниже определяет, что служебные собаки применяются в следующих случаях:
– для защиты граждан и самозащиты работника милиции охраны при нападении и других действиях, что создают угрозу их жизни и здоровью;
– для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
– для отражения нападения на охраняемые объекты, здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности или освобождение их в случае захвата;
– для задержания и доставления в ОВД или другое служебное помещение лиц, что совершили правонарушения, если вышеуказанные лица оказывают сопротивление работникам милиции охраны или есть основания считать, что они могут сбежать или нанести вред окружающим или себе;
– для прекращения сопротивления работнику милиции охраны и другим лицам,что выполняют служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Соответственно общей решаемой задачей оказывается только задержание и конвоирование задержанного.
Размытость трактовок «решение о применении служебной собаки принимает милиционер-кинолог» и «время начала и интенсивность её применения определяется с учётом обстановки что сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя», ведёт к созданию возможных судебных разбирательств связанных с нанесением телесных повреждений различных степеней тяжести вследствие нанесения укусов служебной собакой и принятием постановлений о превышении должностных полномочий. Отсутствие же в нормативной базе требований о стандартах соответствия, при которых милиционер-кинолог допускается к несению службы, а так же отсутствие положений о прохождении им со служебной собакой регулярных контрольных и итоговых проверок, как специалиста кинологической службы, ставит законный вопрос об уровне не только его компетенции, но и уровне подготовки служебной собаки, что при возможном рассмотрении случаев применения животного в суде будет вести к принятию обвинительных решений в отношении работника милиции.
Всё описанное выше говорит о необходимости немедленного пересмотра действующих ведомственных приказов и распоряжений в сторону соответствия их нормативно-правовой базе действующего законодательства. Пересмотра требований предъявляемых к личному составу и программ его подготовки, направленных на эффективное применение служебных собак на службе.
Источники:
Закон Украины «О милиции» от 20.12.90г.
Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92г.
Приказ МВД Украины «Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины» №404 от 28.07.94г.
Приказ МВД Украины «Об утверждении Положения о криминальной милиции Украины» №62 от 26.01.97г.
Постановление Совета Министров УССР «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка» №49 от 27.08.91г.
Приказ МВД Украины «Об организации служебной деятельности милиции охраны Государственной службы охраны при МВД Украины» №1433 от 25.11.03г.
ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Служебные собаки в ОВД используются различными структурными подразделениями Министерства внутренних дел Украины уже много лет. Вместе с тем, до сих пор существует огромный пробел в законодательном обеспечении применения служебных собак на службе. В частности при охране общественного порядка и охране собственности.
Рассмотрим данное утверждение на примере Департамента Государственной службы охраны при МВД Украины. Согласно действующего приказа МВД Украины «Об организации служебной деятельности милиции охраны Государственной службы охраны при МВД Украины» №1433 от 25.11.2003 года, кинологическая деятельность в ДГСО регламентируется Законом Украины «О милиции» и Уставом патрульно-постовой службы милиции. Сюда же следует отнести и Постановление Совета Министров УССР «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка» №49 от 27.08.1991 года (с изменениями).
Приказом #1433 все служебные собаки имеющиеся в системе ГСО делятся на караульных, сторожевых и розыскных.
Характерной особенностью сторожевых и розыскных собак является то, что они применяются для розыска людей, что не указывается ни в ст.14 Закона Украины «О милиции», ни в Уставе ППСМ, ни в дублирующем их, в части перечня случаев применения служебных собак, Приказе №1433.
Согласно же действующего законодательства, а в частности Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», розыскными мероприятиями занимаются оперативные подразделения милиции: криминальная и специальная милиция, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, оперативно-розыскные подразделения Государственной автомобильной инспекции.
Приказом МВД Украины «Об утверждении Положения о криминальной милиции Украины» №62 от 26.01.1997 года, определены подразделения, которые привлекаются для выполнения специальных задач служб, осуществляющих ОРД:
– Главное управление (управления, отделы) криминального поиска;
– Оперативно-технические управления (отделы, отделения);
– Отдел (кинологические центры) организации служебного собаководства.
Согласно Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскной деятельности другими подразделениями МВД запрещается. В следствие чего, наличие в структуре ГСО служебных собак осуществляющих розыск и применение их милиционерами-кинологами подразделений милиции охраны для этих целей, является нарушением действующего законодательства.
Это же нарушение относится и к подразделениям милиции общественной безопасности использующих служебных собак при несении службы.
Следующее несоответствие нормативно-правовым актам в системе ГСО заключается в применении служебных собак для несения караульной службы, предполагающее их самостоятельное нахождение на блок-постах, зонах свободного окарауливания и постах с глухой привязью. Поскольку сами задачи данной службы не соответствуют тем ситуациям применения, которые определены Законом Украины «О милиции» и Уставом ППСМ, а Закон и Устав чётко определяют, что решение о применении служебной собаки принимает милиционер-кинолог, который при этом и определяет время начала и интенсивность её применения с учётом обстановки что сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя (ст.14 ЗУоМ, ст.180 УППСМ). Данные действия милиционера-кинолога не возможны при самостоятельном нахождении служебной собаки на блок-постах и других определённых местах.
Предъявляемые Приказом МВД №1433 требования к применению караульных, сторожевых и розыскных собак практически полностью либо не соответствуют тем случаям, в которых служебные собаки должны применяться согласно законодательства, либо эти требования вообще отсутствуют.
Так например, розыскные собаки, которые чаще всего используются автопатрулями групп задержания милиции охраны, применяются, согласно Пр.№1433:
– для розыска людей (проблема розыска рассмотрена выше выше);
– задержания и конвоирования задержанных;
– для обыска местности и помещений с целью обнаружения людей и вещей (частично относится к проблеме розыска);
– для проведения выборки людей и вещей (проблема розыска).
В тоже время, даже сам Приказ, не говоря уже о Законе Украины «О милиции» и Уставе ППСМ, чуть ниже определяет, что служебные собаки применяются в следующих случаях:
– для защиты граждан и самозащиты работника милиции охраны при нападении и других действиях, что создают угрозу их жизни и здоровью;
– для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
– для отражения нападения на охраняемые объекты, здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности или освобождение их в случае захвата;
– для задержания и доставления в ОВД или другое служебное помещение лиц, что совершили правонарушения, если вышеуказанные лица оказывают сопротивление работникам милиции охраны или есть основания считать, что они могут сбежать или нанести вред окружающим или себе;
– для прекращения сопротивления работнику милиции охраны и другим лицам,что выполняют служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Соответственно общей решаемой задачей оказывается только задержание и конвоирование задержанного.
Размытость трактовок «решение о применении служебной собаки принимает милиционер-кинолог» и «время начала и интенсивность её применения определяется с учётом обстановки что сложилась, характера правонарушения и личности правонарушителя», ведёт к созданию возможных судебных разбирательств связанных с нанесением телесных повреждений различных степеней тяжести вследствие нанесения укусов служебной собакой и принятием постановлений о превышении должностных полномочий. Отсутствие же в нормативной базе требований о стандартах соответствия, при которых милиционер-кинолог допускается к несению службы, а так же отсутствие положений о прохождении им со служебной собакой регулярных контрольных и итоговых проверок, как специалиста кинологической службы, ставит законный вопрос об уровне не только его компетенции, но и уровне подготовки служебной собаки, что при возможном рассмотрении случаев применения животного в суде будет вести к принятию обвинительных решений в отношении работника милиции.
Всё описанное выше говорит о необходимости немедленного пересмотра действующих ведомственных приказов и распоряжений в сторону соответствия их нормативно-правовой базе действующего законодательства. Пересмотра требований предъявляемых к личному составу и программ его подготовки, направленных на эффективное применение служебных собак на службе.
Источники:
Закон Украины «О милиции» от 20.12.90г.
Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92г.
Приказ МВД Украины «Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины» №404 от 28.07.94г.
Приказ МВД Украины «Об утверждении Положения о криминальной милиции Украины» №62 от 26.01.97г.
Постановление Совета Министров УССР «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка» №49 от 27.08.91г.
Приказ МВД Украины «Об организации служебной деятельности милиции охраны Государственной службы охраны при МВД Украины» №1433 от 25.11.03г.