Урядник
/на доске почёта/
- Регистрация
- 17 Апр 2010
- Сообщения
- 23,675
- Reaction score
- 47,612
Please note, if you want to make a deal with this user, that it is blocked.

Спрашиваю студентов, что они думают о Глебе Капустине, и слышу в ответ:
- Да это же типичный тролль!
Тогда еще слово ассоциировалось для меня с фантастическими существами из скандинавской мифологии. В основном симпатичными, хотя злые тролли также встречались. Они-то, оказывается, и дали имя интернет-провокаторам, наполняющим Сеть дезинформирующим и оскорбительным контентом. Значение нового международного термина также обусловлено английским словом «trolling» - «ловля рыбы на блесну». Этимология – вещь практически полезная, в ней таится житейская подсказка всем нам: не клюйте на наглые провокации!
Письменность не всем идет впрок. Иных хлебом не корми, дай только возможность оставить свой афоризм или автограф на каком-нибудь заметном объекте. Кто не примечал на горах и скалах надписей типа «Здесь был Вася»? На бетонном спуске к набережной во французском Арле довелось мне увидеть три полутораметровые черные кириллические литеры… Нет, вполне приличные – «ВДВ». У непристойности - более локальная сфера: заборы, школьные парты, наконец санузлы. Когда-то будущие тролли испещряли их стены отвязной сатирой, делая последующих посетителей кабинок своими невольными «френдами». Эта самодеятельность была и «world-wide», на что обратил внимание Высоцкий: «В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке!»
Теперь, кажется, время таких надписей миновало. Зачем, если есть столько социальных сетей и интернетных форумов! «Троллинг» стал массовым увлечением, формой досуга и способом снятия стресса.
Широкие возможности здесь открывает анонимность высказывания. Можно сквернословить без ограничения, оскор###ть чужое достоинство – мужское, женское, национальное, профессиональное... Можно даже – всем религиям вопреки – писать о только что умершей знаменитости циничные гадости. Можно в сети быть даже хуже и злее, чем ты есть на самом деле.
Перевоспитывать заядлых троллей бесполезно. Но все же хочу обратить их внимание на то, как Шукшин оценивает степень реального успеха своего персонажа (действительно умевшего «срезать» - да так искусно, что никаким
его сетевым последователям и не снилось): «Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял, восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».
Всякий человек, выходя на люди – в офф-лайне или в он-лайне, – ищет прежде всего контакта, взаимодействия. Нуждаются в нем и несчастные тролли – люди, которых, по всей видимости, просто никто не любит.
Вот почему не так уж хочется призывать всех на борьбу с «троллингом», предлагать карательные меры для интернет-хулиганов. Не самое это большое зло, и к тому же исторический опыт учит обращать внимание на социальные корни негативных явлений. А они очевидны.
Плохо живется людям в нашей стране. Большинству. Отсюда и жестокость – на улицах и дорогах, в быту и в Сети. Не устранив причину, не справимся с ее неизбежными следствиями.
20 октября 2012 года 11:36 | Владимир Новиков
http://www.svpressa.ru/society/article/59914/